Ватикан и религия

Ватикан отличается от всех других государств. Это словно материальное воплощение мира духовного, более чистого и доброго. И неудивительно, ведь здесь владыка – религия.

Ватикан – духовный центр католицизма. Под его руководством и контролем функционируют многочисленные учебные заведения, католическая печать, радио и телевидение, церковные и светские организации во многих странах мира. Неслучайно даже все искусство здесь подчинено единой теме – религии. Все здесь пропитано священными таинствами. Это центр, источник и основа для творчества всех мастеров и художников, которые здесь работали. Отсюда напрашивается вывод, а не поэтому ли так красив Ватикан и все произведения искусства, что они так или иначе связаны с самым лучшим, что есть в человеке, – с верой

Христианство возникло на территории Римской империи, самого мощного в то время государства, но только с ее упадком у последователей новой веры появилась возможность свободного развития. Они приносили в христианство свои обряды и предания, свои таинства. Постепенно получилось так, что христианство впитало в себя черты многих религий и культов и превратилось в своеобразный сплав верований.

В результате таких наслоений христианство, которое сначала не признавало никаких обрядов, стало более мягким и лояльным.

Жившие в катакомбах Рима, ранние христиане изображали Христа в виде агнца, а не в виде человека. Отсюда становится понятна христианская символика, которая была очень распространена в Средние века.

Христа также изображали в виде рыбы, издавна считавшейся у различных народов воплощением божества. Христос в образах агнца и рыбы встречается не только в росписях на стенах катакомб, но и в виде соответственно изготовленных бронзовых ламп и светильников.

После смерти Христа, через сто лет в катакомбах появились рисунки, на которых он изображен безбородым юношей, добрым пастырем с ягненком на плечах. Затем уже в установившемся впоследствии Христа изображали с длинными волосами и бородой. Таким его видели и во времена Возрождения.

Все художники изображали Христа, придерживаясь одного канона. Вместе со многими традициями и другими обрядами в христианство вошло и почитание креста. Но этот обычай влился в христианскую религию не сразу, а постепенно. И шло проникновение путем изменения значения символа креста.

Крест почитался и почитается христианами как символ священного орудия смерти Христа. Однако ранние христиане не только не соблюдали эту традицию, но даже презирали и отталкивали ее. И не случайно, ведь смерть на кресте в Римском государстве считалась особенно мучительной и позорной. Так казнили только рабов и преступников. В катакомбах знак креста появился только около III века н. э.

Между тем традиционное изображение креста появилось значительно раньше. Крест оставался священным знаком Бога, подателя блага, Спасителя. Так почитались Осирис, Аттис, Будда и Христос.

Многие произведения искусства находящиеся в Ватикане были созданы во времена Возрождения, когда христианство пополнилось достижениями античности. Гуманизм как философское течение нашел свое отражение в творчестве Микеланджело, Рафаэля, Леонардо и других крупных мастеров того времени. Но истоки гуманизма лежат еще и в самом христианстве. Основы христианского мировоззрения здесь не затронуты, они несколько обновлены у гуманистов новым пониманием природы вещей и самого человека.

В представлении о природе, созидательнице всего сущего, и в переоценке восприятия человека, его естественного начала, лежит новое направление в понимании мира вокруг. Человек стал сотрудником Бога на земле. Он не греховен, он просто человек со всеми своими слабостями.

Гуманистические рассуждения о личности и самосознании также совпадают с христианской трактовкой. Человека стали воспринимать как ценность, он стал Личностью с большой буквы. Человек вышел первый план в творчестве все художников и мастеров работавших с философской позиции гуманизма.

Наверное, только такое понимание человеческой сущности сделало возможным творчество Микеланджело и Леонардо да Винчи. Неслучайно Христос во всех их картинах почти человек, но только лучший, менее грешный, чем все остальные люди. И человек, всегда имеющий свое лицо. В нем, как писали многие исследователи и художники того времени, виден след присутствия Бога. Поэтому искусство великих мастеров так ценилось Церковью и Папами.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *