История Ватикана

Христианство как единая религия существовало вплоть до XI века. Именно в этом веке Римская — Католическая церковь включила в общецерковное исповедание веры принципиально новое утверждение о Святой Троице (так называемой “Филиокве”), что явилось причиной “Великого раскола”. Восточные христианские церкви с того времени стали называться православными, а все западные области (иерархии), подчинённые Риму, оказались в Римско-католической, или просто католической церкви.

В современном мире Римско-католическая церковь насчитывает более 900 млн. последователей, что намного превышает число других последователей различных направлений христианства (православных и протестантов).

Среди первых верующих христиан со временем выделилась особая прослойка проповедников, избиравших путь служения вере и посвятивших этому всю свою жизнь без остатка. Будучи талантливыми ораторами, проповедники способны были привлечь на свою сторону многих мирян, которые верили в их проповеди и преклонялись передними.

Со временем такие люди становились руководителями целой христианской общины. Поначалу они были ее духовным, а затем и политическим ядром. Позднее руководство общиной перешло к пресвитерам – старейшим членам общины, а значит, самым мудрым и опытным.

Так постепенно формировалась первая церковная организация, возглавляемая епископом. Такой уклад жизни в христианской общине вытеснил старый, с харизматиками и пророками.

Епископы постепенно привлекали в христианство языческие представления и законы, в том числе и закон о к божественной собственности», близкий и понятный всем последователям религии. Его суть заключалась в том, что боги языческие, а теперь и единый христианский Бог мог обладать всем, что преподносилось Церкви в качестве пожертвований и даров. Все, что входило в церковную собственность, принадлежало самому Христу, а значит, становилось неприкосновенным и не могло отбираться или быть подаренным.

Представление о церковной власти, также вырабатывалось постепенно, по мере развития церковной иерархии. Теперь власть превратилась в предмет культа. Все, что так или иначе было связано с Церковью, с ее служителями, считалось одним из христианских таинств. Такое же представление было перенесено и на церковное имущество. Все поместья и земли принадлежали Богу, все должности также были производными его воли, а потому не подлежали обсуждению.

Епископ постепенно окружал себя все большим количеством непосредственных подчиненных, которые получали статус служителей Церкви и определенную церковную должность при епископе. У них были свои обязанности, чаще всего судебные или финансовые, им приходилось собирать налоги в пользу Церкви, подсчитывать доходы. Иногда они вели проповеди от имени епископа. Однако главенствующее положение всегда принадлежало только самому епископу. Согласно христианскому вероучению, епископ был своего рода пастырем, то есть пастухом, а все подчиненные и прихожане – его стадом.

В провинциях Римской империи существовало большое количество общин, которые стремились выделиться из всех остальных, стать самыми главными. Но первенство удалось захватить только римской общине. С IV века дошли сведения о том, что основателем римской общины был апостол Петр. А по представлениям того времени он мог выступать только в роли ее епископа. Неизвестно, является ли это утвержден не легендой или было извлечено со страниц Священного Писания, тем не менее в его пользу свидетельствуют многие хроники.

После первой легенды об апостоле родилось и другое предание, рассказывавшее, будто на земле Рима было пролито слишком много крови великомучеников, в том числе и самого Петра. И в качестве своеобразного искупления именно римская община должна была стать оплотом веры. Тот город и тот народ, которые долго сопротивлялись христианству, и стали причиной смерти самого Христа, должны искупить свою вину перед ним.

Петр действительно жил и проповедовал в Вечном городе. Существует даже легенда, гласящая, что на Ватиканском холме находится могила Петра. В честь апостола на том самом месте, где он был погребен, воздвигли храм, носящий имя Святого Петра.

Возвращаясь к истории христианства и первых христианских церквей как социальных организаций, следует отметить, что в связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов всего христианского мира.

В связи со своей особой значимостью все римские епископы стремились получить звание и титул, которые выделяли бы их среди прочих епископов всего христианского мира. По этой причине они старались установить на досягаемых пределах подвластной территории одинаковые для всех религиозные обряды, молитвы и правила, которые обязаны были соблюдать все христиане, причем таким образом, чтобы в их исполнении не было разногласий. В противном случае это могло привести к расколам.

Постепенно римский епископ занял главенствующее положение среди всех остальных епископов Апеннинского полуострова и близлежащих островов. А затем он добился права назначать и отстранять от должности священников. Постоянной резиденцией Пап стал Латеранский дворец, который более напоминал собой крепость, ведь в неспокойное время высокие надежные стены нередко выполняли оборонительную функцию.

У Рима появилось много земельных владений, расположенных в его окрестностях и на берегах Сицилии. Земли безвозмездно передавались Папе в качестве своеобразного пожертвования всеми желающими, которые таким способом стремились обеспечить себе вечное блаженство в мире ином.

Не только Италия дарила свои земли Папскому государству, но и Африка, Галлия, Азия. Покровительство Папы необходимо было не только в духовной, но и в политической жизни. Такой патронаж выражался еще и в том, что крестьяне, впавшие в нужду, могли обратиться за помощью к Церкви. Однако за оказанную с ее стороны поддержку они обязаны были передать свой участок земли в церковную собственность. После смерти крестьянина его участок переходил в руки Церкви уже в вечное пользование.

Постепенно Церковь забирала в свои руки и мирскую власть. Церковники могли опираться на свои земли и своих крестьян. Папа становился не только церковным, но и светским владыкой.

Усиление власти требовало и ее регулирования. Время от времени Папы создавали свои военные отряды. Папство неоднократно обращалось к франкам в поисках опоры для борьбы с крестьянскими волнениями. Это была двусторонняя связь. Если Франкское государство поддерживало папство, это означало и усиленное насаждение христианства на языческих территориях.

Со временем Рим и Папская область испытали на себе мощное влияние Германии и отдельных феодальных семей Италии, воевавших за папский престол. В IX-X веках установилась полная зависимость Рима от Германии.

Папы всегда старались укрепить свою власть не только символами и одеждой, но еще и фактически. Так, Николай I выдвинул идею о том, что права Папы имеют божественное происхождение. Он требовал всеобщего приоритета в церковных и светских делах, отлучал от церкви архиепископов, вмешивался в светские дела, добивался преобладания духовной власти над светской. После него ни один Папа не внес такого большого вклада в формирование теократической власти, то есть такой формы правления, при которой глава государства одновременно является его религиозным главой.

Постепенно сложились и оформились культ и церковные ритуалы, Григорий I утвердил мессу как церковную службу, посредством которой люди обращались к Богу и молились об отпущении грехов.

Начало Папскому государству было положено в 756 г., когда король франков Пипин Короткий подарил папе Стефану II Римскую область и часть Равенны и Катаньи. Пипин сделал это в знак благодарности Папе, низложившему Хильдерика, короля меровингов, и закрепившему престол за Пипином и его наследниками. В XII веке светские владения папы увеличились за счет земли подаренной графиней Тосканской, Матильдой. Папское государство, в свои лучшие времена, простиралось через всю Италию, от Адриатики до Средиземноморья, занимая площадь равную 16000 кв. миль и насчитывая более 3 миллионов жителей.

Образовавшееся государство, которое называлось Папская область, просуществовало до 1870 г. Богатая католическая церковь во главе с папой в условиях феодальной раздробленности средневековой Европы благодаря активному участию в междоусобных войнах на полуострове, а также в делах Европы сумела приобрести значительный политический вес. Однако в процессе консолидации национальных государств влияние папства слабело. Доходило даже до военных нападений на Ватикан. В начале 1798 г., по приказу Директории Франции, армия генерала Бертье свергла с престола папу Пия VI и заточила его в крепость города Баланс, где он и скончался в следующем году.

В 1809 г. папское государство было ликвидировано Наполеоном Бонапартом, но в 1815 г. восстановлено Венским конгрессом. Во время итальянской революции 1848 г. Папа был изгнан из своих владений, но возвращён к власти войсками Наполеона III. В процессе национального объединения Италии папский престол терял свои владения одно за другим. Объединение Италии требовало ликвидации Папской области – папского государства, занимавшего середину Апеннинского полуострова, со столицей в Риме. 20 сентября 1870 г. Рим был занят итальянскими войсками. Светская власть папы была упразднена. Папская область стала частью территории итальянского государства.

Изданный итальянским государством «Закон о прерогативах папы и Святейшего Престола» («Закон о гарантиях»). Согласно этого закона, Папе были предоставлены: экстерриториальные права в Ватиканском дворце, соборе Св. Петра, Латеранском дворце Св. Иоанна и загородной резиденции Кастель Гандольфо, а также возможность их использования; пособие в размере 650 000 долларов в год; право принимать аккредитованных послов любой державы; другие менее значительные полномочия однако Пий IX не признал объединенного государства и объявил себя «ватиканским узником». Папа занял небольшую территорию в Риме, включающую в себя Ватикан, собор Св. Петра и прилегающий к нему небольшой сад. После продолжительного периода трений между правительством Италии и Святым престолом стороны пошли на урегулирование отношений, и в 1929 г., между сторонами был подписан конкордат (Латеранские соглашения).

Их скрепили подписями премьер Бенито Муссолини, представлявший короля Италии Виктора Эммануила I, и кардинал Пьетро Гаспарри, статс-секретарь Папы Римского Пия XI. Церемония подписания, завершившая многолетние трудные переговоры, состоялась в Латеранском апостольском дворце. Этот акт означал правовое урегулирование взаимных претензий Италии и Святого Престола, окончательное решение «римского вопроса», более полувека бывшего яблоком раздора между итальянским государством и Римско-католической церковью.

Согласно Латеранским соглашениям Ватикан признавался суверенным государством, были определены его нынешние границы и за Святым престолом признавался бесспорный суверенитет в международной области. Италия выплачивала Ватикану ежегодную денежную компенсацию, а католицизм признавался государственной религией Италии.

Тогда же был утвержден и флаг города-государства, состоящий из двух полос – желтой и белой. На гербе Ватикана изображена пара скрещенных ключей (от Рая и Рима) под папской тиарой. Латеранские соглашения и поныне определяют правовые отношения между государством и католической церковью на Апеннинах в соответствии со статьей 7 конституции Италии. Конкордат дважды дополнялся в послевоенное время.

Латеранское соглашение в 1984 г. было заменено новым законодательным актом, который, подобно предшественнику, устанавливал полный суверенитет Папского престола (юрисдикция Папы Римского) внутри Ватикана. В отличие от предыдущего, новый конкордат предоставляет итальянцам формально полную свободу выбора религии.

Роль Ватикана в международной политике, его влияние в мире основываются на большом числе верующих-католиков — 1086 млн. (2005 г.). Из общего числа католиков почти половина — 49,8% проживает в Америке, 25,8-в Европе, 13,2-в Африке, 10,4-в Азии и 0,8% в Австралии и Океании. Проводником его политики является католическое духовенство (1,9 млн. священнослужителей), около 2 тыс. монашеских орденов, наиболее крупными из которых являются ордена иезуитов (26 тыс.), францисканцев (45 тыс.), салезиандев, капуцинов, бенедиктинцев, доминиканцев.

Также Ватикан реализует свою власть через так называемые светские католические организации: профсоюзные, культурные, молодежные, женские и др. Многие, из этих организаций входят в конференцию международных католических организаций, работа которых координируется Государственным секретариатом Ватикана. Под определенным влиянием Ватикана находятся многие политические партии в разных католических странах мира.

Ватикан играет активную роль в международных отношениях, подчеркивает свою заинтересованность в развитии позитивных международных процессов, считая, что нормальный политический климат в мире обеспечит более благоприятные условия для деятельности католической церкви и будет способствовать повышению ее престижа на международной арене.

Ватикан выступает с конструктивных позиций по ключевым международным проблемам, включая ликвидацию оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, охрану окружающей среды. В центре внимания Ватикана – проблемы развивающегося мира (отсталость, бедность, голод и нищета, безработица), прежде всего в странах Азии, Африки и Латинской Америки.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *