Музеи Ватикана

Ватикан несмотря на небольшую территорию владеет баснословными сокровищами. В его музеях хранятся бесценные произведения искусства, созданные выдающимися художниками и скульпторами. Ватиканские музеи включают в себя апартаменты Борджиа, капеллу Никколину, библиотеку, пинакотеку, Сиктинскую капеллу, Египетский и Этрусский музеи, станцы Рафаэля, галерею гобеленов и галерею географических карт.

В Ватикане собрано обилие поистине сказочных сокровищ, нужно потратить многие годы, чтобы насладиться и налюбоваться ими.

Сокровища и собрания Ватикана накапливались постепенно, но со временем коллекции так разрослись, что остро встал вопрос о необходимости создания отдельных музеев. Для этой цели папа Климент XIV и кардинал Баски (будущий папа Пий VI) решили перестроить старые и построить новые помещения. Строительные работы, которые длились 15 лет, были поручены архитекторам Симонетти и Кампорези. Старый антикварий для статуй был переделан, к нему пристроили восьмиугольный портик, и все эти помещения приспособили под музейные залы. Новый музей получил название Пио-Клементино.

В новом музее располагались Зал Муз, Ротонда, Зал зверей, Галерея статуй, Сад масок и некоторые другие, в которых собраны шедевры древнего искусства многих народов. Например, рядом с Залом муз располагался Зал зверей. В нем выставлено множество превосходных скульптур, изображающих животных и исполненных в белом и цветном мраморе.

В Зале греческого креста находятся прекрасные мозаики II–III веков уже нашей эры, а также два грандиозных саркофага IV века. В одном из них покоился прах Елены – матери христианского императора Константина, в другом – прах его дочери.

После создания музея Пио-Клементино под руководством Джованни Батиста Висконти была впервые проведена научная систематизация произведений искусства, хранящихся в Ватикане. Впоследствии Висконти опубликовал монументальный каталог Музея, состоящий из семи томов.

В 1797 году по договору между папой Пием VI и французами из Музея во Францию было вывезено огромное количество бесценных произведений. Папа, Пий VII, желая возместить потери Музея, в первые же годы своего понтификатства стал собирать произведения античного искусства. Собрание быстро пополнялось, а потом под руководством и по проекту архитектора Штерна было построено новое здание, которое получило название «Браччо Нуово».

В просторном светлом зале, отделанном мрамором, вдоль Стен расставлены статуи. Среди них особо выделяется статуя Августа из Приама Порта – прекрасная римская копия статуи Демосфена с бронзового оригинала Полиевкта. Внимание посетителей привлекает и статуя Нила – римская копия с оригинала александрийской школы, а также мраморная копия «Силен и Дионис» с оригинала Лисиппа.

В 1816 году по решению Венского конгресса художественные ценности, вывезенные во Францию, были возвращены в Италию. Среди возвращенных произведений было 73 картины, которые собраны в апартаментах Борджиа.

Из них особой славой пользуются две картины Рафаэля – «Мадонна Фолиньо» (написана в период расцвета его творчества) и «Преображение».

В Зале Рафаэля находятся десять гобеленов, исполненных по его картинам, – наиболее прославленные сокровища из всей ватиканской коллекции гобеленов. Они были заказаны папой Львом X в 1516 году для украшения Сикстинской капеллы и выполнены в Брюсселе.

В 1837 году был открыт Этрусский музей. Основой для его создания послужили находки при археологических раскопках в Черветери (1828–1836 гг.).

Этруски принадлежат к числу самых загадочных народов древнего мира, до сих пор вопрос об их происхождении остается среди ученых спорным. Античные писатели говорили о них как об отважных мореходах, грозных пиратах, ловких торговцах и прекрасных ремесленниках. Период наивысшего расцвета культуры этрусков относится к VIII–V векам до н. э.

Ни одного монументального памятника этрусской архитектуры не сохранилось, так как храмы в Этрурии строились из дерева. Они украшались рельефами и скульптурами, выполненными из обожженной и раскрашенной глины – материала очень непрочного. Целые рельефы и скульптуры тоже не сохранились, от них остались только фрагменты.

Найденные археологические находки разместились в девяти залах Этрусского музея. Здесь выставлены архитектурные фрагменты, четыре саркофага (V–I века до н. э.), многочисленные предметы быта этрусков из золота и серебра – бокалы, статуэтки, канделябры, зеркала и многое другое. В 1937 году по завещанию маркиза Гульегольми Музей получил знаменитую коллекцию произведений этрусского искусства из некрополя в Вульчи.

В 1839 году в нижнем этаже этого же здания был открыт Египетский музей, в котором хранятся многочисленные экспонаты искусства Древнего Египта, начиная от амулетов и папирусов и заканчивая колоссальными статуями. В витринах Музея выставлена богатейшая коллекция скарабеев – священных жуков, по движениям которых древние египтяне читали судьбы своей страны и народа. Золотых и серебряных скарабеев клали во многие захоронения.

Наиболее ценным скульптурным портретом является голова царя Ментухотепа. Возникновение скульптурного портрета в Египте восходит к культу мертвых и изготовлению посмертных масок.

Голова царя Ментухотепа сделана из песчаника. Имя этого фараона восходит к очень древнему культу бога Менту – главного покровителя столицы Верхнего Египта. Ментухотеп так и изображен с бесстрастным лицом в образе могущественного царя-бога – властителя Египта. Его голову венчает белая корона, украшенная уреем – священной змеей. Белый цвет урея красиво оттеняет и выделяет лицо красно-кирпичного цвета.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *