Внутренняя и внешняя политика Ватикана

К концу 20 в. Ватикан поддерживал дипломатические отношения уже со 168 странами мира, в которых он представлен папскими послами (нунциями). Неофициальная дипломатия осуществляется через Папский совет «Справедливость и мир», имеющий отделения во многих странах, а также через католические неправительственные организации. Традиционно консервативная политика довоенных и первых послевоенных лет сменилась на рубеже 1950–60-х гг. политикой обновления («аджорнаменто»), нашедшей выражение в документах II Ватиканского собора (1962– 1965 гг.). Энциклика папы Иоанна XXIII «Расеш in terris» (1963 г.) содержала призыв к участию католиков в диалоге с внешним миром. Современная социальная доктрина католической церкви исходит из идей упрочения мира как глобальной ценности, диалога цивилизаций и культур, осуждения всех видов насилия и религиозного фанатизма, призывает к созданию всемирного «кооперативного правительства» и к расширению деятельности международных правительственных и общественных организаций.

Также в начале 1990-х Ватикан установил дипломатические отношения со странами Восточной и Центральной Европы, в которых ранее существовал коммунистический строй, а также с рядом государств бывшего Советского Союза.

Ватикан активно выступает за сохранение мира и урегулирование международных конфликтов. В 1991 г. он предостерегал от войны в Персидском заливе. Католическая церковь играла видную роль в прекращении гражданских войн в Центральной Америке. Во время поездок в этот регион Папа призывал к прекращению гражданской войны в Гватемале, примирению в Никарагуа, утверждению «новой культуры солидарности и любви».

Кроме того, Ватикан заинтересован в достижении урегулирования конфликтов на Ближнем Востоке. Ранее папское государство не поддерживало дипломатических отношений с Израилем, не признавая границы Израильского государства, а Иерусалим – его столицей. Только в 1993–1994 гг. оба государства договорились о взаимном признании и обязались вести борьбу со всеми формами антисемитизма, расизма и религиозной нетерпимости. Израиль пообещал охранять христианские святыни, соблюдать права человека, свободу совести и вероисповедания. В 1994 г. Ватикан установил официальные отношения с Организацией освобождения Палестины.

В 2003 г. Ватикан выступил с осуждением американо-английского военного вмешательства в Ирак, призывая к мирному разрешению конфликта.

Ватикан ориентируется на улучшение отношений с другими вероисповеданиями. Апостольское послание Ппы Ориентале лумен (Свет с Востока, 1995 г. призвало к диалогу с восточными христианскими церквями, в том числе с православными. При этом католическая церковь признала свою долю ответственности за раскол 1054 между католиками и православными. В изданной в том же году энциклике Ут унум синт (Пусть они станут едиными) Ппа выступил за единство христиан, но по-прежнему настаивал на том, что именно католическая церковь служит воплощением церкви Христа. В июне 1995 г. Папа и Константинопольский патриарх обсудили проблемы межцерковного диалога и провели совместную службу в соборе Святого Петра в Ватикане. В 1999 г. представители католической церкви и Всемирного союза лютеран после тридцатилетнего диалога подписали Совместное заявление об учении об оправдании, урегулировав тем самым спор, который более 450 лет назад стал причиной церковного раскола в Западной Европе.

Святой Престол поддерживает дипломатические отношения со 174 странами мира, в том числе с ЕС и с Организацией освобождения Палестины и является членом 15 организаций, в том числе ВОЗ, ВТО, ЮНЕСКО, ОБСЕ и ФАО. В 1971 Святой Престол заявил о своём решении придерживаться Договора о нераспространении ядерного оружия, дабы «предоставить моральную поддержку принципам, которые служат основой самого Договора». Святой Престол — старейший (с 1942 года) дипломатический союзник Республики Китай (Тайваня) и ныне является единственным суверенным субъектом международного права в Европе, формально признающим Республику Китай (Тайвань).

В марте 1990 года СССР и Ватикан установили официальные дипломатические отношения на уровне постоянных представительств. Договоренность об этом была достигнута Папой Иоанном Павлом II и Михаилом Горбачевым в ходе его официального визита в Ватикан 1 декабря 1989 года. В январе 1992 года Ватикан признал Россию в качестве правопреемницы СССР и установил с ней отношения также на уровне постоянных представительств.

Развитию взаимоотношений препятствуют разногласия между Римско-католической и Русской православной церквями. РПЦ обвиняет католическую церковь в привлечении к себе верующих в регионе, который Московская патриархия считает своей «канонической территорией». Запланированная на 1997 г., первая со времени раскола в 1054 г., встреча Папы с патриархом Русской православной церкви Алексием II не состоялась. В 1998 г. Патриарх официально заявил, что встреча с Папой произойдет только в том случае, если «Ватикан продемонстрирует твердую волю покончить с агрессией униатов» (церквей, выступающих за объединение под главенством Ватикана). В свою очередь, Ватикан не признает притязаний РПЦ на исключительность на территории бывшего Советского Союза. Также недовольство Ватикана вызвал закон о религии, принятый в России в 1997 г. Католическая церковь согласно его положениям, пользуется признанным правовым статусом на территории РФ, но не имеет тех льгот и привилегий, которые предоставлены РПЦ.

Ватикан осуществляет гуманитарную помощь нуждающимся в России. В Москве и Новосибирске открыты филиалы «Каритас». В 1991-1998 гг. в Россию по линии католических благотворительных организаций было поставлено гуманитарной помощи на 15 млн. долл. Направляемая помощь реализовалась в форме 120 гуманитарных проектов в 10 регионах России. По линии католических организации, в частности, «Чирколо Сан Пьетро» и «Оази ди Сан Джузеппе», осуществляется прием на лечение и отдых в Италии детей из районов, пострадавших в результате чернобыльской аварии, а также детей-сирот из различных регионов России. На средства папского Совета по вопросам здравоохранения построен и оборудован детский лечебный комплекс в Москве («Благоцентр»).

В феврале 1998 года Иоанном Павлом II был принят президент РФ Борис Ельцин. И Горбачев, и Ельцин передавали понтифику приглашения посетить Москву, но они оставались невостребованными, поскольку не сопровождались аналогичными приглашениями со стороны Русской православной церкви. Президент РФ Владимир Путин дважды посещал Ватикан и встречался с Иоанном Павлом II. В ходе этих визитов, в июне 2000 и в ноябре 2003 года, отмечалось совпадение позиций по ряду вопросов, включая проблемы разоружения, урегулирование ситуаций в Ираке и на Ближнем Востоке, борьбу с терроризмом и распространением наркотиков, религиозный экстремизм. Владимир Путин также приглашал Иоанна Павла II посетить Россию в качестве главы государства Ватикан, отметив при этом, что «полноценный визит будет возможен лишь с согласия РПЦ».

Посещая Ватикан в третий раз, во время официального визита в Италию в марте 2007 г., Президент России обсуждал с Папой Римским Бенедиктом XVI вопросы международной повестки дня, в частности, ситуацию в «горячих точках» мира. В РПЦ положительно отнеслись к факту встречи президента РФ с Папой Римским. Президент передал понтифику слова приветствия Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Бенедикт XVI в свою очередь также попросил передать Патриарху ответные слова.

Путин преподнес Папе два тома нового издания «Католической энциклопедии» на русском языке и икону святителя Николая Чудотворца, выполненную в стиле палехской лаковой миниатюры художником Геннадием Кочетовым. В свою очередь Бенедикт XVI преподнес президенту старинную гравюру (1663 год) работы двух немецких мастеров. Папа лично пояснял, что изображено на гравюре. «Это — вид на собор Святого Павла в Ватикане, а эта часть никогда не была построена, у Святого Престола не хватило денег, зато стало возможным открыть улицу. Это времена папы Александра VII».

В Русской православной церкви положительно отнеслись к факту встречи президента РФ с папой Римским. По словам секретаря Отдела внешних церковных связей Московского патриархата священника Игоря Выжанова, у России и Ватикана совпадают позиции по многим проблемам современной политической жизни, сохранению нравственных ценностей, вопросам глобализации и межцивилизационному диалогу.

В 2006 г. в связи с ростом террористической угрозы Ватикан объявил о намерениях присоединиться к Шенгенским соглашениям. Шенгенские соглашение предусматривают не только отмену проверок на общих границах между подписавшими их европейскими странами, но и доступ к специальной общей информационной системе правоохранительных органов, сказал Пикарди, открывая сегодня традиционный юридический год города-государства, гражданами которого являются лишь около тысячи человек.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *